2 просмотров

Повествование научной фантастики «Андроид-убийца» — это современная басня о Франкенштейне

Многие называют Франкенштейна Мэри Шелли одним из основоположников научно-фантастического жанра. Сегодня мы рассказываем ту же историю через другую призму.

Крупный план монстра Франкенштейна из « Франкенштейна» Джеймса Уэйла.

Темным и дождливым летом 1818 года Мэри Шелли села писать Франкенштейн, рассказ о человеке, чьи навязчивые идеи завели его слишком далеко в попытке сыграть в бога и в результате создали опасное и трагическое существо. Ее шедевр широко известен как одно из самых влиятельных произведений научной фантастики и ужасов, если не отправная точка для тех жанров, которые мы знаем сегодня. Ее работы были адаптированы и переосмыслены бесчисленное количество раз, и ее темы неконтролируемых амбиций, опасного развития технологий и человеческого высокомерия до сих пор распространены в современной научной фантастике. Сегодня эту историю все еще рассказывают, но она не всегда принимает форму пересказа или перезагрузки.

ИГРОВОЕ ВИДЕО ДНЯ

Монстры Франкенштейна сегодня выглядят немного иначе, чем концепция Шелли. У них нет швов на зеленовато-серых лицах; вместо этого они тревожно безупречны, но пусты за глазами, создавая эффект сверхъестественной долины, который заставляет зрителей чувствовать себя неловко. Вместо того, чтобы стонать, их речь механически прерывается. В сегодняшней научной фантастике андроидам редко можно доверять, и их часто нужно бояться — но почему? Ответ на этот вопрос можно найти, обратившись к крестной матери жанра.

Статья в тему:  LOTR: Откуда взялись Падшие Звери, Летающие Слуги Назгул?

Что создает монстра Франкенштейна?

Франкенштейн_Сотворение

Сегодня фраза «чудовище Франкенштейна» часто используется для описания неестественного, отвратительного или в некотором роде неприятного сочетания — и это подходящее описание такого явления. Первоначальный монстр был сделан из набора частей тела, сшитых и слитых друг с другом так, как никогда не должно было быть. Однако в оригинальном романе он больше, чем просто существо. Не его физическая форма делает его монстром; его сколоченный характер не то, что делает его пугающим.Вместо этого врагом является высокомерие самого доктора Франкенштейна. Он создает Существо, которое выходит в мир и, когда человечество его отвергает и боится, клянется отомстить человеку, который дал ему жизнь, наполненную болью. Интеллект и сверхчеловеческая сила Существа делают его неуправляемым и опасным. Звучит знакомо?

Точно так же, как наука и техника быстро развивались в начале 19 века, они продолжают развиваться и сегодня. И только у Мэри Шелли и ее современников были свои опасения по поводу новых технологий, так же и у нас сейчас. По мере развития медицинских и анатомических знаний британцы в 1818 году боялись врачей, которые будут играть в Бога. Что произойдет, если эти науки доведут до крайности? Каковы будут последствия попытки создать живое существо искусственно? Что произойдет, если это знание, которое может принести столько пользы, попадет в руки злых, безответственных или чрезмерно честолюбивых? Шелли исследовала эти вопросы и тем самым создала жанр, в котором другие писатели исследовали подобные.

Статья в тему:  5 недооцененных женщин-злодеев в фильмах Blumhouse

Теперь, когда искусственный интеллект и робототехника совершенствуются до такой степени, что Шелли не могла себе представить, у нас есть собственные опасения по поводу общества, в котором механические существа со сложным ИИ стали обычным явлением, и научная фантастика исследует их. Будут ли те, у кого сомнительные намерения, использовать эту технологию, чтобы обмануть, заманить в ловушку или обмануть других? Станет ли программируемый солдат более смертоносным, чем человек? Спустя двести лет после шедевра Шелли мы все еще беспокоимся об искусственной жизни и людях, созданных в лаборатории. И наши заботы удивительно похожи.

Примеры параллелей

В современных научно-фантастических СМИ много андроидов, но два недавних сериала показали самое явное сходство с андроидами. Франкенштейн в их изображении передовой робототехники: первый сезон Звездный путь: Пикард, и сериал Ридли Скотта Выращен волками.

Звездный путь: Пикард

Сутра, андроид в Star Trek: Picard

Первый сезон Пикард исследовал эту концепцию через призму древнего пророчества, охраняемого ромуланским тайным обществом Жат Ваш, пророчества, в котором говорилось о синтетической жизни, уничтожающей все разумные органические формы жизни. Ближе к концу сериала это пророчество становится опасно близким к самоисполнению. Соджи, полностью разумный андроид в сопровождении самого Пикарда, прибывает на Коппелиус, планету, где она была создана. Она вместе с другими андроидами планеты узнаёт правду о древнем послании: это не предупреждение, как думал Жат Ваш, а на самом деле предложение, посланное синтетическими существами из далёкого мира, защитить своих собратьев. андроиды. Затем жители Коппелиуса планируют вызвать этих синтетических существ, которые уничтожат всех, кто угрожает жизни андроидов. Чтобы не дать Жат Вашу уничтожить всех разумных андроидов, люди Коппелиуса планируют уничтожить всю органическую жизнь во вселенной.

Статья в тему:  Netflix возвращается на правильный путь, добавляя 2,41 миллиона подписчиков после замедления

Соджи и ее братья не были созданы злом; они не были созданы, чтобы причинять вред другим. Но когда их доводят до крайности, они готовы совершить геноцид, точно так же, как Существо Франкенштейна убило несколько человек в своем стремлении отомстить. Создатель андроидов, Сунг, выражает свою вину, когда обнаруживает уловку своих творений, поскольку он никогда не думал, что они будут попустительствовать или прибегнут к закулисным мерам, как они это сделали, пытаясь осуществить свой план.

Выращен волками

Мать в своей обычной форме (слева) и форме некроманта (справа)

Последний сериал Ридли Скотта также исследует идею о том, что андроиды ведут себя не так, как предполагали их создатели, нанося опасность и вред окружающим их людям. Мать, разумный андроид, созданный величайшими учеными Земли, изначально был некромантом, оружием массового уничтожения. Она была перепрограммирована человеком по имени Кэмпион Стерджес, чтобы она стала опекуном. Стерджес, в отличие от Виктора Франкенштейна, не был одержим навязчивыми амбициями; ни, как Звездный путьСун и Мэддокс, создатели андроидов, были им движимы нетерпеливым любопытством.Вместо этого его действия исходили из благонамеренного отчаяния. Он видел, как его мир раздирается войной, и перепрограммировал Мать в надежде создать новый, нетронутый конфликтами.

Конечно, это далеко от того, что происходит на самом деле. Из-за комбинированного характера ее первоначальной функции и ее нового программирования Мать становится смертельно опасной каждый раз, когда ее детям угрожает опасность. Она обычно уничтожает тех, кто угрожает ее семье. По своей сути она яростно оберегающий родитель, но то, что она некромант, делает это качество опасным. Подобно Существу Франкенштейна, она стремится отомстить тем, кто причинил вред ей или ее близким, используя силы, данные ей людьми, чтобы отомстить.

Статья в тему:  Поклонники хотят, чтобы Дисней уволил Джину Карано из «Мандалорца» из-за сообщений в социальных сетях

Мать не единственный пример в Выращен волками либо; Врилле, пожалуй, еще более близкая параллель. Она была запрограммирована исключительно для утешения своей «матери» Десимы, чтобы действовать как копия дочери, которую Десима потеряла в результате самоубийства. Но после того, как с ней жестоко обращались и изуродовали, приговорив к существованию в боли и ужасной внешности, Врилле обратилась против человечества, убив свою «мать» и расправившись с ее товарищами в одной из самых ужасных сцен второго сезона шоу.

Ссылка на основную публикацию