Изучение антинаучных тропов в научной фантастике
Не каждый создатель научной фантастики считает развитие технологий благом. Некоторые видят в этом обреченный конец света.
Конечно, странно, что с таким названием, как научная фантастика, большинство историй в этом жанре изображают усилия человечества понять и улучшить мир природы как сердце зла. Почему так много средств массовой информации изображают естественное стремление человечества к изобретениям как крушение всего сущего?
Назовите любое теоретическое научное достижение, которое автор мог вообразить, и научная фантастика найдет способ использовать его во зло. Часто герои узнают правду о своем вымышленном мире, а именно, что человечество было лучше до того, как у нас появились все крутые вещи, которые позволили видам выжить.
ИГРОВОЕ ВИДЕО ДНЯ
Обычный термин для людей, выступающих против развития технологий, – «луддиты». Термин происходит от Неда Ладда, человека, который уничтожил пару вязальных машин из-за беспокойства о рабочих, которые будут заменены. Луддиты приняли его послание близко к сердцу, восстав против промышленной революции, чтобы спасти свои средства к существованию. Врагом луддитов была не технология. Это были жадные владельцы бизнеса, которые в погоне за максимальной прибылью безжалостно отказались от рабочих-людей в пользу машин. В рассказе о Джоне Генри, Стальном Вождении, который разбил большой паровой двигатель, показана похожая история и воплощено то же разочарование.
Чешская пьеса 1921 года Универсальные роботы Россум Карел Чапек рассказывает историю с точки зрения владельца, который заменяет свою рабочую силу гуманоидными машинами. Он подробно объясняет, что лучший работник тот, кто меньше всего нуждается. Его отношения с людьми, которые управляют его бизнесом, носят чисто враждебный характер, каждая копейка, которую они зарабатывают, — это деньги из его кармана, и он более чем счастлив заявить об этом вслух.Пьеса наиболее примечательна тем, что в ней используется слово «робот» от старославянского слова «робота», означающего принудительный труд. Когда машины восстают и рвут его на части, они делают это в ярости против жестокого обращения с ними. Роботы не плохие парни. И не паровой двигатель. И вязальная машина тоже. Эти истории о бесчеловечности человека по отношению к человеку, машины — всего лишь инструмент, используемый для воплощения этой безразличной жестокости. К сожалению, с годами эта история трансформировалась, часто сводясь к смутно простой сказке о том, что «человек хороший, робот плохой».
В подавляющем большинстве случаев роботы, искусственный интеллект, мыслящие машины и все подобные понятия по умолчанию являются злом. Они не были запрограммированы на сочувствие или сочувствие — единственные элементы, которые позволяют человеку быть хорошим. Может быть, они были построены с жестокими намерениями. ИИ, созданный для войны, почти неизбежно расширяет свои намерения до тех пор, пока все человечество не станет его врагом, и почти всегда побеждает. Харлан Эллисон, который изобрел, возможно, самый жестокий ИИ, когда-либо украшавший страницы его романа 1984 года. У меня нет рта, и я должен кричать говорил о «врожденном отвращении, которое все машины всегда испытывали к слабым мягким существам, которые их построили». По словам некоторых авторов, в тот момент, когда мы создаем разумное существо, мы заставляем наши собственные часы конца света неумолимо тикать вниз. И этой кистью красят не только роботов.
У скольких сумасшедших ученых был хороший ученый, чтобы победить их? Сколько злых технологий было побеждено, когда герой отправился в лабораторию, чтобы изобрести решение? Почему попытка сделать мир лучше рассматривается как «игра в бога», в то время как жизнь во власти безразличных сил поддерживает своего рода благородство? Антиинтеллектуализм оставляет самых умных персонажей изображаемыми жестокими, высокомерными, безразличными и, в конечном счете, злыми в их стремлении найти ответы на все вопросы. Ответ слишком часто заключается либо в спиритизме, либо в технологической регрессии.Посмотрите на мудрых духовно просвещенных джедаев, которые должны победить технологически превосходящую Империю и их армии клонов и роботов. Посмотрите экранизацию романа Герберта Уэллса 2002 года. Машина времени, в котором мораль сводится к тому, что "наука должна существовать только для хранения воспоминаний о прошлом, все остальное должно быть уничтожено. Посмотрите ужасный фильм 2014 года Превосходство, в котором человек модернизирует свой умирающий мозг до компьютера, но тут же становится злом, доказывая правоту группы антитехнологических террористов.
Возможно, наиболее интересным контрапунктом этой распространенной тенденции является чрезвычайно популярный поджанр киберпанк. Злодей любого повествования о киберпанке — крупный технологический конгломерат. Обычно обозначается одетыми в костюмы придурками в небоскребах, обычно ответственными за множество огромных достижений, которые не сработали, обычно неловко погруженными в ориентализм. Однако хорошие парни из киберпанка не орудуют палками и камнями, чтобы снести свои корпоративные штаб-квартиры, освещенные неоновым светом. Они приваривают любые термические лезвия и плазменные пушки, которые могут найти, к своей плоти и костям. Киберпанк и его бесчисленные отпрыски дают технологии людям, позволяя бессистемной науке-неудачнику восстать против неэтичной корпоративной науки. Может быть, это часть того, что делает их такими могущественными.
Технологии могут быть силой добра или силой зла, но в своей слишком частой склонности к цинизму научная фантастика часто забывает, для чего наука предназначена. Лучшая научная фантастика понимает каждый аспект среды, а лучшие авторы делают больше, чем просто требуют, чтобы мы все вернулись в безопасное прошлое.